|
Тверская региональная общественная организация частных предпринимателей "Альтернатива"
|
К ПРОВЕРКЕ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ Консультирует юрист В.А. Милосердов
|
Чтобы визиты сотрудников милиции не были пугающими и шокирующими, необходимо иметь правильное представление о том, что обязаны и чего не могут делать они. Это облегчит общение с сотрудниками милиции и предотвратит неправомерные действия и решения с их стороны по отношению к проверяемым предпринимателям. Предприниматель, имеющий правовую подготовку, перестает быть подобострастным и дрожащим от страха перед сотрудником милиции, и не смотря на грозный вид стража закона и порядка, сохраняет самообладание и дает достойный отпор в случае неправомерных действий правоохранительных органов.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
1. В первую очередь необходимо знать, что основанием для проведения проверки сотрудниками милиции деятельности предпринимателей и реализации их прав, предусмотренных п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции», является согласно указанному пункту данной статьи наличие данных (сведений) о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Такими данными могут являться любые сведения, полученные как процессуальным, так и оперативно-розыскным путем, содержащие информацию о подготовке или совершении деяния, содержащего признаки преступления или административного правонарушения.
Данные (сведения) о преступлениях и происшествиях регистрируются в дежурной части органа внутренних дел в специальных книгах учета (в частности, преступления – в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, другая информация о преступлениях и происшествиях – в Журнале учета информации, поступившей в органы внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях) в установленном порядке, регламентированном Примерной инструкцией о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденной действующим приказом МВД СССР от 11.11.1990 г. № 415 «Об утверждении Примерной инструкции».
Обязанность милиции регистрировать поступившую в любой форме и любым путем информацию предусмотрена Законом РФ «О милиции». В частности, п.3 ст.10 указанного Закона РФ обязывает милицию принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности.
В соответствии с изложенным необходимо потребовать у проверяющего сотрудника милиции предоставления информации о поводах, послуживших основанием для проведения этой проверки.
При этом также необходимо знать, что ч.4 ст.5 указанного Закона РФ обязывает сотрудника милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина разъяснить ему основания (т.е. соответствующий федеральный закон или другой нормативный правовой акт, позволяющий сотруднику милиции действовать определенным образом) и повод такого ограничения (т.е. фактические обстоятельства, обусловливающие (оправдывающие) вмешательство сотрудника милиции в права и свободы граждан, к которым относятся заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушений, непосредственное обнаружение сотрудником милиции признаков правонарушения, проведение органами внутренних дел специальной операции и т.д.), а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. По общему правилу закон оставляет на усмотрение сотрудников милиции то, в какой форме (устной или письменной) и в каком объеме разъяснять гражданам основание, повод ограничения их прав и свобод, возникающие в связи с этим права и обязанности граждан. В данном случае необходимо учесть и принять во внимание, что единственной гарантией соблюдения сотрудниками милиции указанных требований ч.4 ст.5 указанного Закона РФ в случае контакта «один на один» является их добросовестность. Возложение на сотрудников милиции указанной обязанности одновременно означает предоставление гражданам права на информированность о деятельности милиции, являющегося одним из средств обеспечения социального контроля за указанной силовой государственной структурой. Ведь очевидно, что обязанность мотивации своих действий ставит перед милицией определенные преграды, облегчает гражданам их обжалование.
В целях проверки объективности сообщения сотрудников милиции о поводах проведения проверки возникает необходимость в ознакомлении с документированной информацией, содержащей соответствующие сведения, послужившие основанием для этой проверки. В связи с этим необходимо знать, что право граждан на доступ к документированной информации о них закреплено в Конституции РФ (в частности, в ч.2 ст.24 Конституции РФ), т.е. лица, чьи права и свободы непосредственно затронуты имеющейся в органах государственной власти и в органах местного самоуправления информацией, имеют право на получение этой информации. Данное конституционное право подкреплено требованием ч.2 ст.24 Конституции РФ предоставить возможность гражданам в ознакомлении с информацией, в которой непосредственно затрагиваются их права и свободы.
На основе положений ч.2 ст.24 Конституции РФ Президентом РФ 31.12.1993 г. был подписан Указ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию, согласно которому деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципе доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы.
Впоследствии указанное право было закреплено и в ряде федеральных законов.
Так, согласно ст.14 Федерального Закона РФ от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию; ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами; владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается; ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
В качестве гарантии интересов лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, ч.4 ст.5 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставлено их право истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о них информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (так, при ознакомлении с оперативными данными не подлежат оглашению сведения о конфиденциальных источниках информации). В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанные лица полагают, что сведения получены не в полном объеме, они вправе обжаловать это в судебном порядке (ч.4 ст.5 указанного Федерального Закона).
Документированная документация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, в свою очередь, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию (служебные сведения и сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами).
В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. от 6.10.1997 г.) к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в области оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
об расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Определенной гарантией доступа к информации служит перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа, содержащийся в Законе РФ «О государственной тайне».
Так, в соответствии с ч.1 ст.7 указанного Закона РФ не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Аналогичное требование также дублируется и п.3 определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 г. Здесь же определено, что ст.12 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не может служить основанием для отказа лицу в возможности ознакомления с полученными в результате оперативно-розыскной деятельности сведениями, непосредственно затрагивающими его права и свободы, но не относящимися к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности.
При этом Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» запрещает относить к информации с ограниченным доступом законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (ч.3 ст.10 указанного Федерального Закона).
Гарантией соблюдения ч.2 ст.24 Конституции РФ является уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину, предусмотренная ст.140 УК РФ. Ст.140 УК РФ включает два деяния с определенными в законе последствиями: 1) неправомерный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина и 2) предоставление ему неполной или заведомо ложной информации; оба эти деяния становятся преступлением только при причинении правам и законным интересам граждан вреда (ущерба), который должен быть причинно связан с упомянутыми деяниями.
В целях соблюдения и исполнения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, ч.7 ст.5 Закона РФ «О милиции» предусмотрена обязанность милиции в обеспечении лицу возможности ознакомления с данными документами и материалами.
При этом необходимо учитывать, что существует следующее ограничение: заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом. Следует обратить внимание на следующее: законом, а не любым подзаконным актом. Поэтому, если орган внутренних дел или должностное лицо милиции отказывает в ознакомлении с документами и материалами, обосновывая свой отказ ведомственной инструкцией, а не законом, такой отказ следует признать противоречащим Конституции РФ и, следовательно, подлежащим обжалованию заинтересованным лицом.
В конкретных случаях закон особо оговаривает право граждан знакомиться с определенными милицейскими документами и материалами.
Так, в соответствии с ч.1 ст.247 КоАП РСФСР лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении.
Исходя из смысла всего изложенного рекомендуется потребовать от сотрудника милиции, проверяющего Вас, обеспечения возможности ознакомления с материалами и документами, послужившими основанием для проведения такой проверки.
С вступлением в силу с 11.08.2001 г. Федерального Закона РФ от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный Закон РФ) Вы должны знать, что в соответствии с п.1 ст.7 Федерального Закона РФ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), в котором указываются:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- правовые основания проведения по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
При этом также необходимо знать, что согласно п.1 ст.7 Федерального Закона РФ распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Важно также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.7 Федерального Закона РФ в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Следует знать, что согласно п.3 ст.7 Федерального Закона РФ продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Но при этом необходимо также учитывать, что согласно тому же пункту в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследов
Рекомендации предпринимателям при проведении в отношении их мероприятий по контролю (надзору) органами внутренних дел.
|
СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СТРУКТУРА МИЛИЦИИ
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами (ч.1 ст.1 Закона РФ «О милиции»).
Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ч.1 ст.7 Закона РФ «О милиции»).
СТРУКТУРА КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ
(утверждена постановлением Правительством Российской Федерации от 7.12.2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции»; в редакции постановления Правительства РФ от 26.07.2001 г. № 558)
В криминальную милицию входят подразделения:
а) уголовного розыска;
б) по борьбе с экономическими преступлениями;
в) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
г) по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;
д) исключен;
е) оперативно-поисковые;
и) отряды милиции специального назначения.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
СТРУКТУРА МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(утверждена постановлением Правительством Российской Федерации от 7.12.2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности»; в редакции постановления Правительства РФ от 26.07.2001 г. № 558)
В милицию общественной безопасности входят:
1) дежурные части;
2) участковые уполномоченные милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Структура
милиции общественной безопасности, финансируемой
за счет средств федерального бюджета
(утверждена постановлением Правительства РФ от 7.12.2000 г. № 926)
В милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят:
1) дежурные части;
2) подразделения дознания;
3) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ:
а) осуществляющие технический надзор;
б) осуществляющие розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения;
в) по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
6) подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
7) отряды милиции особого назначения;
8) подразделения патрульно-постовой службы милиции органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
9) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
10) подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ч.1 ст.8 Закона РФ «О милиции»).
Закон возлагает на криминальную милицию 3 основные задачи: 1) борьба с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.
Криминальная милиция – это прежде всего оперативная служба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемые на основе и во исполнение Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности; милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей (ч.1 ст.9 Закона РФ «О милиции»).
Закон определяет 8 основных направлений деятельности МОБ: 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.
Наряду с полномочиями административно-правового характера для выполнения возложенных задач МОБ реализует также предоставленные ей оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные полномочия. Оперативно-розыскная деятельность МОБ носит усеченный характер. Специализированными оперативно-розыскными подразделениями она не располагает. Сотрудники МОБ, применяя нормы Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляют, в основном, опрос граждан, наблюдение в форме личного сыска, наводят справки, производят проверочные закупки, используют конфиденциальное содействие граждан.
Обязанности милиции предусмотрены ст.10 Закона РФ «О милиции».
На практике из числа представителей милиции регулярно осуществляют проверки субъектов предпринимательства следующие подразделения МОБ: подразделение по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, участковые уполномоченные милиции, подразделения патрульно-постовой службы милиции.
ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ
Милиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права, предусмотренные ст.11 Закона РФ «О милиции»:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления; удалять граждан с места совершения правонарушения;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административного правонарушения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;
3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причинившие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности;
16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;
25) при наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения;
27) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки;
30) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.
Основанием реализации прав милиции, изложенных в п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции» является наличие данных (сведений) о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Такими данными могут являться любые сведения, полученные как процессуальным, так и оперативно-розыскным путем, содержащие информацию о подготовке или совершении деяния, содержащего признаки преступления или административного правонарушения. Под этими данными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных подразделений, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях в органах внутренних дел регламентирован действующей Примерной инструкцией о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом МВД СССР от 11.11.1990 г. № 415 «Об утверждении Примерной инструкции». В этом нормативном документе предпринята попытка систематизации поступающей информации о преступлениях и происшествиях, которая делится на две группы: заявления и сообщения о преступлениях, являющиеся в соответствии с уголовно-процессуальным законом поводами к возбуждению уголовного дела, и другая информация о преступлениях и происшествиях. В соответствии с указанной Примерной инструкцией поступившие сведения регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях дежурной части органа внутренних дел, а также в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Если в ходе такой проверки обнаружатся объективные данные, опровергающие предположение о подготовке или совершении преступления, либо по ее результатам будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, проведение ОРМ должно быть прекращено.
Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, в дежурных частях не регистрируются, а передаются в оперативные подразделения для проверки и использования в пресечении и раскрытии преступлений. Такие сообщения, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать наряду с другими в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения, полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных подразделений, относятся к категории иной информации, оформляются рапортами должностных лиц органов внутренних дел и регистрируются также в журнале учета информации.
Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается руководителям оперативных подразделений и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.
Получение объяснений, сведений, справо
Пишите мне ooalternativa@mail.ru
|
вернуться на главную
Send mail
|