Правовой ликбез для предпринимателей |
вернуться на главную | К ПРОВЕРКЕ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ Консультирует юрист В.А. Милосердов |
|
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
П. 8 Правил – Вы обязаны иметь книгу отзывов и предложений. П. 9 Правил - Вы обязаны эти Правила (сам документ) иметь в каждой палатке (лотке) и т.п. и по любому требованию покупателя давать ему с данными правилами ознакомиться. П. 10 Правил – как правильно оформить вывеску. П. 19 Правил – как правильно оформить ценник. П. 46 Правил – как правильно оформить товарный чек. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ТОРГУЮЩИМ ОБУВЬЮ И ОДЕЖДОЙ необходимо изучить только главу I. Общие положения и главу III. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви Правил ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ТОРГУЮЩИМ ПАРФЮМЕРИЕЙ И КОСМЕТИКОЙ необходимо изучить главу I. Общие положения и главу V. Особенности продажи парфюмерно - косметических товаров ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 января 1998 г. № 55 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, НА КОТОРЫЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТРЕБОВАНИЕ ПО-КУПАТЕЛЯ О БЕЗВОЗМЕЗДНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕМУ НА ПЕРИОД РЕМОНТА ИЛИ ЗАМЕНЫ АНАЛОГИЧНОГО ТОВАРА, И ПЕРЕЧНЯ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ НА НАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА, РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81) В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постанов-ляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила продажи отдельных видов товаров; Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара; Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. 2. Признать утратившими силу: Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 995 "О Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" (Соб-рание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 43, ст. 4092); Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 109 "Об утверждении Правил продажи новых автомототранспортных средств" (Собрание актов Президента и Правительст-ва Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 601); Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 553 "Об утверждении Правил продажи меховых товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 762); Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 684 "Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 9, ст. 1006); Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 169 "Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей" (Собрание законодательства Россий-ской Федерации, 1995, № 9, ст. 761); Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 595 "О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 21, ст. 2517). Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81) I. Общие положения 1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателя-ми и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. 2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары ис-ключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. (в ред. Постановления Прави-тельства РФ от 06.02.2002 № 81) (см. текст в предыдущей редакции) Под продавцом понимается организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли - продажи (далее именуется - договор). 3. Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Режим работы продавца - организации иной организационно - правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевре-менно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности. 4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соот-ветствии с профилем и специализацией своей деятельности. При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драго-ценных камней, оружия и патронов к нему. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81) 5. Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты). 6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов со-хранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбо-ра покупателями товаров. 7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую по-верку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствую-щее измерительное оборудование. 8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. 9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. 10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировав-шего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. (абзац введен Постановлением Пра-вительства РФ от 06.02.2002 № 81) 11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их из-готовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполно-моченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81) 12. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем мар-кировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистраци-онный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегист-рировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. (п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 № 1104) (см. текст в предыдущей редакции) 13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продук-ты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, под-тверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Феде-рацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в резуль-тате нарушения указанной Конвенции, - на основании разрешения уполномоченного органа. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81) (см. текст в предыдущей редакции) При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего раз-решения. 14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов. 15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на госу-дарственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. 16. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). 17. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не ис-ключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда прове-дение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора. 18. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда фе-деральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. 19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, це-ны за вес или единицу товара, подписи материально ответстве |